Тринадцатый этаж
Портфолио О нас

Если ваша цель — зарплата, это никому не интересно

 

Каждый раз, когда Илья бывает в Ижевске (а бывает это далеко не каждый год) и заглядывает на Тринадцатый, случается беседа обо всём: о рекламе и о стратегии, о жизни и месте в ней. В этот раз Илья начал с источника знаний — недавно прочитанных книг.

1773 original

— …вот такая толстая книга!

 

Контролируемое падение

— Книга, которую рекомендую как адепт бега, — Харуки Мураками «О чём я говорю, когда говорю о беге». Мураками бегает по 10 км. каждое утро, раз в год обязательно выезжает на марафон в какой-нибудь стране. Начал в 30 лет, а в 45 увидел, что перестали расти результаты, и понял: это пришла старость. Он интересно описал, как с этим жил, как это принял — ты стараешься, хорошо себя чувствуешь, но не можешь. Все мы с этим столкнёмся.

«Чи-ранинг» — книжка про технику. Эйнштейн в своё время сказал, что бег — это нелепая попытка преодолеть силу трения. На самом деле бег — не про силу трения, а про падение. При правильной технике вы просто наклоняетесь вперёд и подставляете ногу, чтобы не упасть. Такой бег не требует много усилий и не даст отбить колени. Правильная техника бега — это контролируемое падение.

 

В поисках смысла

Третью книгу написал Виктор Франкл — психолог, который сидел в немецком концлагере и пережил его. Всё это тяжёлое время он вёл дневники, наблюдал, как люди себя в таких критических ситуациях ведут, как с эти мирятся, как выживают, что заставляет их выживать.

1776 original

Виктор Франкл

Его книжка «Человек в поисках смысла» — очень интересная, но тяжёлая. Если вкратце, он говорит, что смысл жизни не в счастье. Счастье не может быть целью, оно, скорее, показатель того, что ты всё правильно сделал, а цель — именно в поиске смысла, с которым ты будешь счастлив. Как если бы вы работали и вашей целью была бы зарплата, тогда вы бы были никому не интересны, а если ваша цель — делать круто, например, создавать крутую рекламу, то зарплата придёт, потому что люди оценят ваши усилия, вы будете развиваться, потому что вам это интересно.

 

Есть вопросы про Бэтмена

Вчера, когда готовился к встрече, хотел сделать презентацию, но нашёл один файл и зачитался. Есть такой сервис, “Quora” — место профессиональных вопросов и ответов.Best of Quora — лучшие вопросы по разным направлениям и лучшие ответы на них.

 

Например, кто-то спрашивает: «Правда ли, когда делали вторую „Историю игрушек“, стёрлись все материалы?». Вдруг появляется режиссёр, который делал «Историю игрушек», и отвечает: «Да, это было на самом деле».

Другой вопрос: каково это, быть глупым? Отвечает человек, который в результате болезни поглупел (замедлилось обращение крови или что-то такое), и вот он описывает, каково это.

Или: каково быть алкоголиком? Как быть, если тебя похитили? Какие недостатки в том, чтобы встречаться с умным мужчиной? Или человек рассказывает, как он был в башнях-близнецах и выжил, что он чувствовал.

Есть вопросы про Бэтмена: развит ли наш мир технологически настолько, чтобы человек мог, как Бэтмен, подучиться, подкачаться, сделать себе штучек и спасать мир? Там последовательно отвечают: нет, не может, не хватит времени получить все те знания и умения, которые предполагаются у Бэтмена. И в армию идти, и умным быть. Рекомендую скачать и прочитать.

 

Если линия занята, перезвоните

Сейчас я читаю книжку на стыке рекламы и всего остального. Роберт Чалдини написал «Психологию влияния», а затем «Психологию убеждения». Первая книга рассказывает про шесть основных принципов, которые влияют на поведение:

  1. Взаимный обмен — если человеку что-нибудь дать, он подсознательно хочет вернуть долг.
  2. Авторитет — мы ищем экспертов и, например, можем безоговорочно верить им.
  3. Обязательство и последовательность — мы склонны действовать последовательно, если обещали или приняли на себя некую роль… Если сказать: «Какие вы молодцы, здесь порядок», — вы потом вымоете за собой кружки, у вас же порядок. Примерите на себя роль и будете действовать в соответствии с ней.
  4. Дефицит — чем меньше, тем больше хочется.
  5. Благорасположение — будем вести себя по-другому с людьми, которые нам нравятся, или с которыми есть что-то общее, например, одно имя.
  6. Социальное доказательство — если миллион человек так ведёт себя, наверное, можно вести себя так же.

Во второй разбираются 50 примеров конкретных, как применять их на практике. Пример, который мне понравился, — если вы в конце объявления говорите: «Наши операторы ждут вашего звонка», — у людей создаётся неправильный образ — залы, тишина, ждут звонка. А если сказать: «Если линия будет занята, перезвоните», — кажется, ваша штука действительно пользуется спросом, почему бы мне тоже не позвонить и не заказать?

Другой пример. В социальной рекламе очень любят пугать. Это очень плохо, потому что действует обратным путём, вас ставит на место преступника. Например, в парке была каменная порода, которую нельзя уносить. Писали объявление «Пожалуйста, не уносите, все уносят, и так мало осталось». Что люди думают? Все уносят, и я унесу. Даже те, кто и не собирался.

Правильно писать, что большинство людей хорошо ведут себя и не забирают. Нельзя показывать, что алкоголизм, табакокурение — это проблема, что пьют почти все — ну, и я буду пить, в чём проблема?

1770 original

 

 

Профессиональные книги

Профессиональные книги тоже читаю, но меньше. Есть классические, проверенные профессиональные книги, а новые — какие-то непонятные. Все их не прочитаешь, а выдающихся — практически нет.

Продолжение беседы — за Завтраком